Друзья, как, быть, чтобы не стал человек в России равнодушным?
Сильнее страсти, больше чем любовь.
Народный театр – новое прочтение
Театр всегда был отражением общества и того, что в этом обществе происходит. Нестабильная ситуация, информационное перенасыщение и все наплывающие волны мировых экономических кризисов надуманных и реальных с одной стороны искажает культурную среду, с другой стороны создает импульс для нахождения новых путей, по которым может пойти искусство, в частности – театр. Народный театр возрождается в новом прочтении. Это явление, как любительский театр, всегда существовало рука об руку с обычными театрами профессиональных актеров, более того, в своем первоначальном варианте это были театры крепостных людей, из которых сформировались постоянные труппы. На протяжении лет театральные общества объединялись, решая каждый раз разные задачи: культурные, социальные, пропагандистские, агитационные, просветительские и пр. Эпоха коммунизма надолго оставила след в памяти о своих «драмкружках», высокомерно-ругательным словом «самодеятельность» Но сейчас, на данном этапе развития общества, любительское театральное движение ближе по своей сути к древнему театру. Люди также, как и много лет назад, находятся в поисках глубокого смысла и законов, управляющих человеческой жизнью, пытаются восстановить давно утраченные связи между земным и Небесным. Человеческим и Божественным, с тем, что способно изменить человека, сделать его целостным, свободным и независимым. Такой подход изначально предполагает наличие гармонии, и театр призван восстановить ее. Поэтому возрождение театрального любительского движения не случайно.
Самым ярким примером такого образования можно назвать Театр-школу «Образ». Даже из определения «Образа» видно, что это не совсем обычный коллектив. Цель Театра-школы состоит в изменении современного человека (будь то молодежь, средний возраст, старшее поколение) посредством соединения мира театра, жизни и привнесении элемента Игры в Жизнь. На этот счет у «Образа» есть несколько основополагающих моментов, это – Философия Игры, Теория Ощущений и наработанные в течение 10 лет в собственном любительском театре им. Михаила Чехова психологические актерские практики, помогающие в кратчайшие сроки помочь человеку раскрепоститься и снять ненужные установки и зажимы. На модели развития коллектива «Образа», его перспектив и успехов можно судить о том, какая тенденция развития будет характерна для российского общества. Например, в ТШ «Образ» проходит в год более 20 спектаклей, 13 из которых премьеры, 25 спектаклей постоянно идут во время театрального сезона на театральных площадках Москвы и др. городов. При этом, ТШ Образ не ставит перед собой основной задачей показ спектакля, не конкурирует с театральными ВУЗами за фабрику звезд и не пытается принизить театр профессиональный, возвысив театр любительский. «Образ» более подходит под определение некого игрового, как у барона Мюнхаузена, отношения к жизни: «Умное лицо еще не признак ума. Все глупости в мире делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа!». Но чтобы изменить жизненную позицию на взгляд Игрока, нужно «гореть» этим постоянно и быть в «Образе» в прямом и переносном смысле. Это дано не всем и никто не стремится переделать учеников школы под одну, хоть и творческую, гребенку. Многие студенты приходят почерпнуть, так необходимые в жизни, профессиональные навыки актера и уйти в реальную жизнь, имея в арсенале пластику, выразительный голос, умение держать себя на сцене, способность к перевоплощению и владению ситуацией и своими эмоциями.
Многие скажут: зачем нужен любительский театр, когда существуют множество профессиональных?
Профессиональный театр занимает особое место в жизни общества, но он решает свои задачи. Характерная внутренняя замкнутость круга актеров, условности академических и художественных театров, проф. образование, принадлежность к определенному амплуа. Эти и другие особенности профессиональных театров лишают организм коллектива свободы и легкости. Актерам такие театры нужнее, чем зрителю. Создается впечатление, что театр пошел по 2м путям: возвращение назад, к истокам театральных действ, где возможен уход в излишний реализм, костюмность или путешествие внутри жанра с выходом на альтернативные вариации совмещения театра с другими искусствами. А потратить 5 лет жизни для получения профессии актера, чтобы использовать эти навыки в жизни позволит себе не каждый.
Театр-школа «Образ» избрала для себя собственную дорогу: Театр для Жизни, где как в лаборатории, возможно, всё (в чем и созвучна идея такого народного театра изначальному древнему театральному действу): пройти, испытать, почувствовать, измениться. Люди из театра-школы выходят в мир иные: живые, энергичные, внимательные, глубокие в своем понимании жизни. Игра, в частности, театр как магия действия, слова, звука пробуждает человека к размышлению и исцелению.
«Я знаю: театр — это чудо, где люди дурачатся, где люди избавляются от проблем, от шлаков и от нервных потрясений» - говорит Армен Джигарханян в своем интервью об игре в театре.
«… роль <любительского театра> уникальна в социальной адаптации молодежи, детей и подростков, именно здесь можно воспитать творческих инициативных людей, которые нужны в любой сфере деятельности. Не говоря уже о том, что в любительской среде как раз и происходит первое увлечение театром, которое потом становится делом жизни…» - говорит А.Калягин, председатель СТД России во вступительном докладе на V (XIX) Съезде СТД России.
Любительский театр сегодня можно рассматривать как социокультурный институт. С момента возникновения народного театра и до сегодняшнего дня он не был статичен, а развивался и продолжает развиваться. Со временем менялись его конкретные цели, задачи, функции, менялись представления режиссеров и других участников коллектива о том, каким должен быть любительский театр, для чего он нужен и какова его роль в культурной жизни страны, но главенствующей всегда была идея Игры. Она включает в себя и вдохновение, и творческие импульсы, другой, приближенный к возвышенному, взгляд на Жизнь, легкое и бесконфликтное отношение к себе и к людям, восприятие ситуаций в жизни как игровых, требующих творческого разрешения. Поэтому созданы многочисленные коллективы и театры, поэтому любительское театральное движение поддерживается профессионалами театра, созданы международные ассоциации. Международная Ассоциация Любительских Театров (АИТА) существует в России и входит в состав СТД РФ. Число фестивалей, форумов, ассамблей, смотров увеличивается из года в год. Последний общероссийский фестиваль 2ой по счету, организованный Театром-школой «Образ» и Клубом Михаила Чехова собрал участников с 13 городов России. Спектакли, поставленные любительскими театрами, идут из года в год, собирая собственную труппу, находя своего зрителя т.к. любая любительская постановка существует на самоокупаемости. Открываются театры-школы в городах России, ближнего зарубежья и в странах с большим количеством русских эмигрантов. Люди хотят идти в театр уже не зрителем, а непосредственным участником, и в этом видится некая эволюция сознания, приятие перемен и позитивные импульсы к изменению жизни и пусть театр со своим стремлением к гармонии нам поможет. Т/Ш «ОБРАЗ» /Е. Любимова В. Лобастов/
Комментарии
Виктор Лобастов
Я был уверен и долгое время просил Екатерину Любимову грамотно составить этот текст. А материалом для текста были многодневные прогулки с ней и её грудным ребёнком и длинные рассказы о сути "Образа", о Сергее Анатольевиче Базарове, его идеях нового театра и психологии театра. Можно считать эта статья продукт всего коллектива "Театра-Школы Образа".